Сегодня дней рождений нет
Мероприятий не запланировано


 


Lobbying.Ru Игорь Артемьев, глава ФАС

Игорь Артемьев, глава ФАС

Игорь Артемьев (на фото)

Осенью программу по развитию конкуренции ждет перезагрузка. Все усилия, потраченные на ее развитие в последние шесть лет, по мнению главы антимонопольного ведомства Игоря Артемьева, потерпели крах. В беседе с корреспондентом РБК daily Анастасией Литвиновой руководитель ФАС рассказал, почему чиновники не хотят ничего слышать о конкуренции, кто любит мутить воду в вопросах приватизации и где «концентрация откатов в одном месте» особенно велика.

Недавно состоялось заседание правительства, на котором вы заявили, что программа конкуренции в России потерпела полное фиаско. Из-за чего именно?
В 2006 году мы попросили правительство и Госдуму записать в законодательство необходимость подготовки антимонопольным органом ежегодного доклада о создании конкуренции. Если честно, мы это подсмотрели у ряда европейских ведомств. Задача этого доклада, как и любого другого, — привлечение внимания. И мы стараемся писать честные доклады и констатируем уже который год важные системные проблемы, препятствующие развитию конкуренции.

Фактически уже шесть лет мы говорим о том, что движемся в двух совершенно противоположных направлениях одновременно. Это очень по-российски: с одной стороны, мы создаем самое современное антимонопольное законодательство, признанное в мире, но с другой — видим, что наши ведомства, особенно отраслевые, ничего о конкуренции слышать не хотят. 53% всех дел, которые ФАС возбуждает, это дела против государственных служащих, которые ограничивают конкуренцию всеми возможными способами.

Для того чтобы ситуацию изменить, Эльвира Набиуллина (экс-глава Минэкономразвития. — РБК daily) придумала очень хороший и правильный шаг — создать программу развития конкуренции. Владимир Путин ее утвердил. Мы, как охранители конкуренции, подключились к ней с очень большими надеждами, и в том, что эффект от программы оказался нулевой, есть, наверное, и наша вина.

Кто в итоге должен нести ответственность за провал?
Не снимаю ответственности с ФАС, но скажу, что мы действительно хотели что-то изменить. Но как можно работать, если все время наталкиваешься на противодействие со стороны ведомств? Например, под предлогом кризиса многие мероприятия, включенные в состав программы конкуренции, были перенесены на 2012—2015 годы. Но если говорить честно, то главное препятствие — вовсе не кризис, а ментальность большинства наших отраслевых руководителей. Никаких активных мероприятий по развитию конкуренции в металлургии, нефтянке, фармацевтической промышленности — нигде ничего не случилось.

В итоге программа будет переделана?
Мы договорились о том, что программа будет переделана. Мы все сделаем с новым министром экономики Андреем Белоусовым. Она должна быть очень острой, должна требовать от чиновников высшего звена (прежде всего от министров) соответствующей активности и ответственности.

Ранее вы говорили о десяти стратегических пунктах, которые войдут в обновленную программу. Какие именно?
Первый — уменьшение доли госсектора российской экономики, массовая приватизация. В этом же разрезе будет рассматриваться вопрос ограничения прав и сроков жизни госкорпораций. Еще одна позиция, которую мы будем отстаивать, — это безжалостное уничтожение МУПов и ГУПов в конкурентных отраслях российской экономики.

А что же будет вместо них?
Для начала их нужно преобразовать в АО. Это все же будет более прозрачная структура, пусть даже пока со 100-процентным государственным участием. А потом многие приватизировать или ликвидировать. Ведь сейчас ГУПы и МУПы прекрасно себя чувствуют, получая субсидии из бюджета. Из-за этих субсидий частные предприятия, работающие на аналогичном поле, проигрывают по конкурентным преимуществам — они не могут держать более низкие тарифы, к примеру. Именно этим унитарные предприятия себя и оправдывают — низкими тарифами. Но эти же тарифы могут быть достигнуты за счет того, что три-четыре компании будут конкурировать между собой.

К вопросу о приватизации: недавно был пересмотрен ее план. Как вы его оцениваете?
С большим оптимизмом. Тронули многих «неприкасаемых». Я бы еще добавил в план приватизации МУПы и ГУПы в массовом порядке. Тысячами. Но я еще раз хочу обратить внимание, что все процедуры приватизации должны осуществляться на конкурсной основе. Нельзя отдавать под ковром аппетитные куски госсобственности. И мы за этим будем следить и возбуждать дела, пусть это и будет вызывать раздражение у «приватизаторов». Здесь желающих замутить воду всегда много.

На последнем заседании АСИ Владимир Путин поручил ликвидировать РОСТЭК. Будет ли ФАС предлагать какие-то меры по ликвидации этого ФГУПа?
РОСТЭК наш давний клиент. Мы уже много лет пытались с ними бороться. Они не верили, что их действия в итоге приведут к краху. И зря. Мы говорим давно, что с этим ФГУПом нужно покончить. Если мы хотим иметь честную таможню, а не ту, которая приватизировала много километров государственной границы, то нужно прямо об этом сказать.

Но при этом надо понимать, что за эти годы, когда таможня (особенно в 90-х годах) оказалась без существенной господдержки, РОСТЭК смог не только захватить склады, но и помог сохранить инфраструктуру. Да, утащили много, но много и осталось. Поэтому, ликвидируя эту структуру, нужно это сделать так, чтобы не образовалось дырки, надо обеспечить какую-то преемственность.

Какие еще пункты точно войдут в программу?
Вопросы совершенствования законодательства в связи со вступлением в ВТО и ТС. К тому же впервые в нашей истории создается наднациональный антимонопольный орган (Россия, Белоруссия и Казахстан подписали соглашение). Еще одно направление — борьба с картелями. Система ценовых сговоров в нашей стране продолжает действовать. Причем везде. И система уголовного наказания, как ни печально, это единственное лекарство.

Появятся ли какие-то новые инструменты борьбы с картелями?
Мы развиваем систему совместных расследований с ЕС, с североамериканскими юрисдикциями. Это будет уже международная кооперация с участием Интерпола и других очень серьезных структур.

Планируется ли в программе как-то пересмотреть систему преференций, которая сейчас, пожалуй, далека от справедливой?
Да, навести порядок нужно. Субсидируемая экономика через преференции, выдаваемые правительством, губернаторами, местным самоуправлением, отдельным избранным компаниям — это страшное дело, которое уничтожает конкуренцию. Поэтому вся преференциальная политика должна быть кардинально пересмотрена.

Итого пока пять стратегических направлений. Что еще?
Мы знаем, что в мире все крупные компании, корпорации «обвязаны» тысячами малых предприятий. У нас ничего подобного: голый «Газпром», голый «Связьинвест» и т.д. Нужно жесточайшим образом заставлять эти компании выносить на аутсорсинг малому и среднему бизнесу часть своих программ. У нас за 20 лет никто из первой сотни госкомпаний так и не догадался поделиться работой. Причину для себя я называю так: «концентрация откатов в одном месте». Им не хочется передавать подряд, потому что за него многие получают откат. Чиновники, сидящие в этих госкомпаниях, которые реально имеют с этого коррупционную ренту, ничего не хотят передавать, потому что тогда и ренты не будет.

Как самостоятельный пункт надо еще назвать реформирование еще на более рыночных принципах госзаказа. Как бюджетного, так и в сфере 223-го закона (корпорации, госмонополии). Кроме того, развитие биржевой торговли, принятие правил недискриминационного доступа к инфраструктуре, закрепление принципов технологической нейтральности в связи, снятие административных барьеров в госуслугах, реформа продаж государственного имущества на конкурентных принципах. Отдельные задачи — конкурентные реформы в отраслевом разрезе.

Например?
Я уже говорил о том, что, на наш взгляд, реформа железных дорог остановлена, реформа энергетики идет вспять, реформа связи еле продвигается, реформа в «Почте России» не идет. А ведь это инфраструктура бизнеса. Здесь нужны жесткие планы реформ. Например, нужен пятилетний план реформирования «Газпрома». Но «Газпром» продолжает блокировать инициативу недискриминационного доступа и действовать в своих интересах.

Кто в итоге будет ответственен за обновленную программу?
Мы попросили создать отдельную правительственную комиссию. Это необходимо потому, что заниматься конкуренцией нужно каждый день. Благодаря поддержке председателя правительства такая комиссия будет создана, и это очень важно.

Когда она приступит к работе?
Я думаю, что в ближайший месяц.

Вы предлагали в десять раз увеличить штрафы чиновникам за антимонопольные нарушения. Войдет ли это предложение в программу?
Я так думаю, но надо понимать, что есть две стороны медали: у честных чиновников зарплата невысокая (если сравнивать с сопоставимыми рынками), но без системы премий и штрафов все останется как есть.

Вы не раз заявляли о том, что закон «О естественных монополиях» нужно «уничтожить» и сделать вместо него соответствующую главу в законе «О конкуренции». Недавно на заседании правительства Дмитрий Медведев отметил, что этот вопрос необходимо проработать. Можете привести ваши аргументы против закона?
Да, я считаю, что вместо него необходимо написать главу закона «О конкуренции», которая так и будет называться: «Естественные монополии и конкуренция». Но уничтожать сопутствующие этому закону законы — «О газоснабжении» и «О теплоснабжении» — не стоит. Они решают огромное количество технических вопросов, но только их они и должны решать.

Сколько времени может потребоваться на такую законодательную реформу?
Не знаю, потому что все отрасли естественных монополий и ФСТ будут против. Это может быть только политическое решение. Если политики сочтут возможным нас поддержать, это стратегически даст очень большие дивиденды стране.

Не могу не спросить об еще одном законе, который недавно прошел первое чтение — «О федеральной контрактной системе» (ФКС). Не исключено, что ко второму чтению из него исключат ряд закупочных инструментов, таких как запрос предложений, запрос котировок, а также конкурс с ограниченным участием (с такой позицией выступали, в частности, в РСПП). Считаете ли вы, что резать список надо будет еще больше?
РСПП занял близкую позицию к ФАС. Просто они наконец прочитали, что там написано, и поняли, что закон гораздо в большей степени ограничивает права предпринимателя и развязывает руки государственным служащим, чем 94-й ФЗ. И очень глупо выглядели, на мой взгляд, те бизнес-структуры, которые поддерживали предыдущую версию ФКС, которая им просто не оставляла никаких прав. Видимо, они документ просто не читали.

Сейчас уже у многих предпринимателей руки дошли до прочтения законопроекта. Причем уже в более совершенной версии — той, которую одобрило правительство. Итоги — предстоит большая работа в Государственной думе.

Какие именно поправки вы будете инициировать?
По не вполне понятным нам причинам в ФКС прописана совершенно иная терминология, чем в 94-м ФЗ. А это значит, что надо принять около 40 новых актов правительства, то есть построить новую навигационную систему отрасли госзаказа и многое, многое другое.

Как вы считаете, сильно ли изменятся отношения между Минэкономразвития и ФАС после прихода Андрея Белоусова и его команды? Может ли вечный спор между ФАС и МЭР сойти на нет?
Мне кажется, да. Мы с Андреем Белоусовым люди, которые придерживаются очень похожих взглядов на экономику, но я хочу поблагодарить Эльвиру Сахип­задовну за огромную совместную работу, поскольку спор-то был один, а вместе сделано очень много.

В конце прошлого года Игорь Шувалов призвал ФАС и крупных импортеров сблизить свои позиции по параллельному импорту. Как дела обстоят сейчас? Появилась ли какая-то единая позиция?
У нас прошло несколько очень важных мероприятий, одно из них — в Сколково. Это была встреча наших импортеров и иностранных правообладателей. На мой взгляд, аргументов у правообладателей уже не остается. Также мы проводили большую встречу с Ассоциацией европейского бизнеса. Когда они поняли, что речь идет не просто об отмене всех ограничений, которая бы способствовала контрафакту, а о достаточно продуманной системе либерализации параллельного импорта, они, конечно, сопротивлялись, но уже больше по инерции. Сейчас нужно провести широкое общественное обсуждение этой темы в Федеральном собрании и готовить законы.

9 июня ФАС возбудила дело по признакам нарушения закона «О конкуренции» в отношении ОЗК и «Тройки Диалог». В аппарате правительства говорят, что ФАС могла бы решить вопрос о приватизации ОЗК ранее, в ходе многочисленных совещаний, не возбуждая дел. Как вы можете объяснить такие действия ФАС?
Нас к этому не привлекали.

Не так давно по настоянию ФАС авиакомпании отменили невозвратные билеты. Теперь Минтранс и Минэкономразвития их вновь хотят вернуть. Как вы оцениваете ситуацию? Серьезно ли такое решение может снизить цены на авиабилеты?
Вопрос неоднозначный. Все зависит от того, на каких условиях все это будет сделано. Мне не нравится, как работают электронные машины и вмонтированная в них программа продажи билетов.

В свое время эта электронная система была изобретена в США, это изобретение было к нам экспортировано. Поэтому многие компании обороняются: «Так во всем мире, что вы к нам привязались?» А мне кажется, что здесь не все благополучно.

Например: продажи начинаются за четыре месяца. Вначале цена действительно невысокая. Как только спрос растет, цена начинает повышаться, повышаться, повышаться и доходит до определенного максимума. А потом, когда остается один-два дня, спрос начинает падать. И по идее можно было бы ожидать и падения цены. Но ничего подобного. Забравшись на этот пик, никто стоимость не сбавляет. И в результате летят пустые кресла. Где баланс? Спрос и предложение? А если бы цена падала, то и студенты нормально могли бы летать.

Если бы у нас все было хорошо, то мы бы согласились на то, что можно вводить несдаваемые билеты. Но при сложившейся ситуации я боюсь, что мало того, что билеты будут несдаваемы, так они останутся еще и дорогими. Это лоббируют сами компании, которые не хотят возвращать людям деньги за билеты.

Мировые цены на нефть за последние три месяца заметно снизились, в то же время российское топливо на АЗС не дешевеет. Почему так происходит? Будет ли ФАС реагировать? Насколько могут снизиться розничные цены?
Действительно, последние недели мировые цены идут вниз. Мы вновь обеспокоены и вновь предупредили компании.

Не один год стоит вопрос о расширении доступа независимых производителей газа к газотранспортной системе «Газпрома». На какой стадии обсуждения он сейчас находится? Почему такая задержка в принятии документа? Кто мешает?
Неоднократно все без исключения органы правительства были за, а «Газ­пром» — против. И ему удалось добиться того, что документ вновь остался без подписи. На одном из последних совещаний, где я вновь поднимал эту больную тему, Дмитрий Медведев позитивно отреагировал и внес этот вопрос в повестку для обсуждения. Я занимаюсь этим вопросом уже восемь лет и не понимаю, почему мы не можем его продвинуть. Требуется политическое решение.

В декабре 2011 года ФАС признала РЖД нарушившими антимонопольное законодательство в связи с отказом в оказании услуг по грузоперевозке отдельным заказчикам в течение 2011 года. Кроме того, РЖД грозил штраф от 1 до 15% оборотного капитала. Когда будет принято решение по этому поводу?
РЖД — большое хозяйство. В отличие от других монополий, того же «Газпрома», руководство РЖД в принципе не проводит идеологически выстроенную антиконкурентную политику. Руководство РЖД довольно активно работало на поле реформы до последнего времени: Первая грузовая, Вторая грузовая — это же конкуренция. Но общее число нарушений в РЖД растет, и мы будем повышать со своей стороны планку требований уже в самое ближайшее время.

Оригинал интервью см. здесь



Источник: Анастасия Литвинова, - Глава ФАС Игорь Артемьев: Нельзя отдавать под ковром аппетитные куски госсобственности // РБК daily от 03.07.2012


Последние изменения:
03.07.2012 18:10 Альбицкий Сергей


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter

Время генерации страницы: 0.10422706604004