Сегодня дней рождений нет
Мероприятий не запланировано


 


Штрафы за ослушание

Законопроект предусматривает, в частности, либерализацию разрешительных процедур на ввод в эксплуатацию сетей связи и радиоэлектронных средств (РЭС) операторов. Одновременно Минкомсвязи представило и дополнения к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП), предлагая существенное увеличение штрафов, налагаемых на операторов связи за различные нарушения.

Самое суровое наказание грозит оператору за то, что он не выполнит в срок предписания Роскомнадзора ― за это предлагается ввести оборотный штраф в размере до 5 млн рублей. Однако не все профильные ведомства согласны с этим, как и с идеей Минкомсвязи закрепить в законе право операторов на продажу выделенных им радиочастот.

Проектом изменений закона «О связи» предлагается упростить процедуры введения в эксплуатацию сетей связи и радиоэлектронных средств. Сейчас для того, чтобы запустить сеть, оператор должен предъявить ее надзорному органу в лице Роскомнадзора и только после подписания акта приемки начинать эксплуатацию сети. То же самое нужно сделать, чтобы включить каждое отдельное радиоэлектронное средство — например, базовую станцию сотовой связи.

Эти процедуры отнимают достаточно много времени, в течение которого уже смонтированное оборудование простаивает, не принося оператору выручки от услуг связи и тем самым затягивая окупаемость средств, вложенных в покупку оборудования и его монтаж. По расчетам Минэкономразвития, эти промедления с вводом РЭС в строй вызывают дополнительные издержки только для сотовых операторов «большой тройки» в размере около 500 млн рублей в год. Минкомсвязи предлагает внести в закон «О связи» положения об уведомительном порядке ввода в строй некоторых сетей связи и большинства РЭС ― оператору нужно будет просто направить в Роскомнадзор сообщение о введенном в эксплуатацию РЭС с указанием места его расположения и основных технических характеристик.

Однако одновременно Минкомсвязи считает необходимым ужесточить наказания операторов за нарушения при вводе в строй сетей связи и РЭС. Для этого предлагается внести изменения в несколько статей КоАП.
Сейчас максимальный штраф, который Роскомнадзор может наложить на оператора, составляет 40 тыс. рублей. Понятно, что оператору зачастую выгоднее ввести базовую станцию в строй и заплатить такой штраф, чем терять деньги из-за простоя оборудования до получения разрешения. Проект изменений в КоАП предлагает увеличить до 500 тыс. рублей штраф за начало предоставления услуг связи без уведомления или с недостоверным уведомлением, а также за нарушения правил ввода сетей связи в эксплуатацию. За нарушения правил регистрации РЭС и нарушения условий использования выделенных радиочастот предполагается штрафовать оператора на сумму до 100 тыс. рублей и при этом еще и конфисковывать РЭС.

А вот если оператор не выполнит в срок предписание Роскомнадзора по об устранении нарушений обязательных требований в области связи и лицензионных условий, он будет оштрафован на сумму в размере 1% годовой выручки от услуги связи, при оказании которой совершено нарушение. Штраф при этом в любом случае должен быть не менее 100 тыс. рублей и не более 5 млн рублей. Такой штраф, исчисляемый в долях выручки, называется оборотным и ранее никогда не применялся органами надзора в сфере связи.

Однако судьба предлагаемого введения оборотного штрафа на сегодня выглядит неоднозначной. Дело в том, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Минэкономразвития возражают против такого штрафа для операторов связи. Причем эти разногласия не удалось устранить при согласовании проекта изменений в закон «О связи» и КоАП до их представления в правительство. Поэтому теперь эти разногласия будут обсуждаться уже на правительственном уровне до того, как правительство примет решение о направлении законопроекта для рассмотрения Госдумой.

В частности, Минэкономразвития считает, что введение оборотных штрафов является преждевременным без проведения детального анализа возможных последствий введения этого штрафа и соразмерности такого наказания допущенному оператором нарушению. Кроме того, министерство указывает на необходимость уточнить подход к применению оборотного штрафа. По мнению Минэкономразвития, формулировка, предложенная Минкомсвязи, может привести к тому, что если оператор не выполнит предписания об устранении недостатков по 10 услугам связи, он лишится уже не 1%, а 10% выручки. А не устранив нарушения по 100 услугам связи, оператор потеряет всю свою выручку за год.  Последний случай, конечно, невероятен, потому что сейчас в России лицензируются всего 20 услуг связи, и даже в отношении них трудно представить оператора, который допустил и не устранил нарушения по всем 20 услугам. Тем не менее Минэкономразвития внесло эти возражения в свой отзыв на предложенный законопроект.

Возражения ФАС против оборотных штрафов основаны на том, что их принятие в предложенной формулировке противоречит нормам КоАП. Антимонопольщики считают, что оборотный штраф предусмотрен за нарушения в области предпринимательской и финансовой деятельности на том или ином рынке, но не может применяться за нарушение при предоставлении конкретной услуги. Кроме того, невыполнение предписаний Роскомнадзора, по мнению ФАС, не влечет за собой негативных последствий в сфере связи, что тоже не позволяет применять дифференцированное исчисление размера штрафа. ФАС указывает и на то, что действующее законодательство и без того устанавливает ответственность за невыполнение законных предписаний органов государственного надзора.

Еще одна важная новация, предложенная для внесения в закон «О связи», — разрешение оператору уступать права на ранее полученные им радиочастоты. Понятно, что это означает практическое разрешение продажи компанией имеющегося у нее радиочастотного ресурса, что действующее сейчас законодательство категорически запрещает.

Но у Минэкономразвития есть собственное мнение и по этому вопросу. Экономическое ведомство считает, что введение права на продажу частот совместно с предлагаемым этим же законопроектом широким применением аукционов как средства распределения частот приведет к тому, что существенная часть радиочастотного ресурса в стране будет попросту скуплена крупнейшими компаниям связи. Это произойдет потому, что крупным компаниям выгоднее заплатить за частоты дороже, чем предлагает новый участник рынка, даже если эти вложения будут менее прибыльны, чем обычный бизнес крупной компании, ведь зато «киты» рынка не допустят снижения цен, которое может произойти из-за появления нового конкурента. По расчетам Минэкономразвития, каждый из операторов «большой тройки», например, готов заплатить за частоты вдвое больше, чем новый участник рынка, только чтобы не допустить увеличения конкуренции.

Поэтому Минэкономразвития предлагает изучить альтернативные подходы к регулированию вопроса о распределении и перепродаже частот. В частности, предлагается рассмотреть возможность предоставления частот новым участникам рынка даже в том случае, если они готовы заплатить за них меньше, чем уже действующие игроки. Кроме того, в отношении уступки прав на полученные радиочастоты, Минэкономразвития предлагает не разрешать этого, а, наоборот, наложить ограничения даже на существующие сейчас возможности продажи, покупки и реорганизации компаний, которым присвоено право использования радиочастот.



Источник: Игорь Агапов, - "Операторам связи грозят многомиллионые штрафы за ослушание Роскомнадзора" // Маркер от 17.04.2012


Последние изменения:
18.04.2012 19:58 Истомин Кирилл
18.04.2012 19:01 Истомин Кирилл


К этой статье еще нет ни одного комментария.


Оставить комментарий с помощью Yandex Google Mail.ru Facebook.com Rambler.ru Вконтакте Twitter

Время генерации страницы: 0.17624497413635